Сварка пластиковых автомобильных бамперов - как избежать ошибок
Современные автомобильные бамперы в основном делаются из пластика, поэтому вследствие хрупкости материала на них довольно часто образуются царапины, сколы и трещины. Конечно, можно целиком заменить деталь, но такая мера хороша лишь при очень серьезных повреждениях. В основном трещины на бампере довольно легко устраняются с помощью сварки. Рассмотрим, как и какими инструментами это делается.
Основные ошибки
В интернете можно встретить массу советов по восстановлению автомобильных бамперов, так как это действительно очень распространенная проблема. Чаще всего советуют производить ликвидацию трещин с помощью паяльника и приварочного прутка, вырезанного из другого бампера из аналогичного материала.
Тут сразу заметим, что приварочный пруток должен быть ВСЕГДА из того же материала, что и свариваемая делать. Это железное правило, его нарушение сведет на нет все остальные усилия.
В целом это верное направление, но есть одна серьезная проблема - паяльник не может прогреть пластик на необходимую глубину для получения однородного соединения, он лишь приваривает пруток к поверхности. То есть шов получается ненадежным и вскоре трещина возникнет снова.
Встречаются советы по устранению трещин с помощью металлической сетки, проволоки и скобок. Это плохие советы, так как у металла с пластиком нет адгезии и об однородности шва даже не стоит говорить - это просто металл, впаянный в пластик. Довольно быстро такие соединения расшатываются, металл окисляется, и все становится даже хуже, чем было.
По тем же причинам не подходит заделка трещин бампера с помощью смол, в том числе эпоксидных. Исключение составляют лишь бамперы из стеклопластика, у всех остальных материалов опять же будет отсутствовать адгезия. В итоге мы получим очень прочную (тут не поспоришь) заплатку на бампер, которая при минусовых температурах просто целиком отвалится.
Как же быть?
Ответ довольно прост - производить сварку бампера нужно с помощью специального термофена, способного обеспечить довольно высокую и при этом постоянную (важно для качества шва) температуру. Этот фен прогреет бампер на достаточную глубину и разогреет присадочный пруток, который после укладки его в трещину и последующего застывания даст прочность шва, не уступающую прочности всего бампера.
Технические тонкости
- Прежде всего, необходимо засверлить концы трещины для предотвращения дальнейшего роста и зачистить бампер по обе стороны будущего шва на 15 мм.
- Далее с помощью болгарки или дремеля с конусной насадкой с обеих сторон трещины снимается фаска, как с внешней стороны, так и с внутренней. В получившуюся канавку будет укладываться присадочный пруток.
- Трещину или части бампера необходимо неподвижно зафиксировать друг относительно друга.
- На термофене выставляется нужная температура, после чего он прогревается 5-10 минут. Нужную температуру для каждого материала можно посмотреть по справочной литературе. Если справочника нет - можно повышать температуру воздуха постепенно до начала плавления прутка (который, напомним еще раз, выполнен из того же материала, что и бампер).
- Далее термофеном прогреваются бампер и присадочный пруток, который подается в зону сварки под углом 45 градусов и вдавливается в канавку. Поток воздуха направляется таким образом, чтобы плавить не только пруток, но и тонкие края трещины бампера, тогда шов получится однородным.
- Сначала бампер сваривают с внутренней стороны, затем с внешней. Шов должен быть гладким и возвышающимся над поверхностью.
- Остужаем место сварки 5-10 минут. Раньше его трогать нельзя, так как шов не наберет полную прочность.
- После полного остывания срезаются все неровности и место сварки зачищается наждачкой.
Какой инструмент выбрать?
Для сварки пластиковых бамперов мы рекомендуем воспользоваться термофенами Leister Triac. Это наиболее популярные модели универсального применения, которые помимо разных видов сварки помогут вам и во многих других случаях - обдирка старых лакокрасочных покрытий, равномерная термоусадка, формование пластиков, активация пластиковых поверхностей, или просто быстрая сушка.
У ручных термофенов Triac есть специальная насадка для сварки присадочным прутком - вам не придется подавать его вручную на весу, достаточно лишь проталкивать пруток в гнездо насадки во время сварочных работ. Постоянный необходимый угол подачи прутка и оптимальное направление горячей воздушной струи обеспечиваются конструкцией насадки. Такие казалось бы мелочи могут заметно улучшить качество шва, особенно если оператор не имеет большого опыта подобных работ.